О себе и развитии брэйкданса в Европе рассказывает Сторм
Сторм несомненно является одним из самых знаменитых би-боев в
мире. О нем можно услышать повсюду и от каждого более менее смыслящего в
брейке человека. Все знают, что Сторм очень много сделал для развития
би-боинга, поэтому его любят и уважают во всем мире. Начинал он в 1983 году
лишь с некоторыми из людей сегодняшней брейкданс сцены. В скором времени
выйдет в свет его первая книга, в которой он подробно останавливается на
вопросах развития немецкой брейкданс культуры и рассказывает историю со своей
точки зрения. Во второй половине 80-х он путешествовал по Европе с джема на
джем и производил фурор со своей группой "Battle Squad". В
1991-1992 гг. они выиграли BOTY. Группа существует и сейчас, но все-таки
очень сложно заманить ее на выступления или джемы, так как Сторм со своей
женой организовали свою собственную танцевальную компанию. Сейчас Сторм
разъезжает по миру со "Storm&Jazzy Project" и занимается в
основном театром и хореографическими постановками. Так как Сторм является не
только отличнейшим танцором, но и организатором всевозможных баттлов и джемов
не только в Германии, но и в Европе, я думаю, многим будет интересно, как же
он все-таки докатился до жизни такой.
Как так получилось, что как раз в прошлом году появилось
множество видеоклипов с брейкдансом? Какую роль ты сыграл в этом?
Конечно, я не могу точно сказать, но совершенно ясно можно исходить из того,
что в этом вопросе решающим было не только видео. Здесь, в Германии, я
танцевал в видеоклипах "Awesome", потом "Westbam" пока не
вышел " It's like that". Видео выпускалось в Лос-Анжелесе одной
гамбургской фирмой. Как только танцоры в LA услышали, что это немецкая
продукция, они тут же начали спрашивать сценаристов (режиссеров), знают ли
они меня. Но они меня, конечно же, не знали. После того, как видеоклип имел
большой успех в Америке, захотелось попробовать BREAKDANCE PRINZIP и в
Германии. При этом упор делался на фирму "Tracks", выпускающую
видеопродукцию в Берлине, с которой мы уже сняли два других видеоклипа, -- в
результате, вышло первое видео Music Instructor ". Впрочем, меня можно
еще увидеть на обложке "Supersonic". Когда вышел второй видеоклип
той же группы -- " Rock your body", брейкданс и електрик буги
(electric boogaloo) можно было увидеть почти в каждом видеоклипе. Я боялся,
что танец очень быстро исчезнет из видеоклипов -- это также показывает и
опыт. Когда стали появляться первые видеоклипы, мы получали гонорары от
среднего до хорошего уровня. Каждый производитель знал, что мы делаем нечто
особенное. Было также очень сложно к нам "подойти", у нас была своя
определенная репутация. Речь шла о том, чтобы произвести что-то хорошее,
стоящее, а не о том, чтобы "засветить" брейкданс на экране. Сегодня
нам предлагают 200DM на том основании, что молодая группа станцует и за
меньшую сумму. Этим людям нет дела до качества продукции.
Ты уже так долго в этой культуре, что ты думаешь о
развитии брейкданса в Европе?
Между 1988 и 1995 гг. в Европе развился особенный стиль, который для
незнающих людей особенно ничем не отличался от того, который здесь (в Европе)
знали как New York' ский олдскул. Мы больше развивались в таком направлении
как Floorrock -- изобилие всевозможных новых забежек , которые американцы до
этого никогда не видели. Многое из той "базы" утерялось сегодня,
так как слишком много танцоров снимает слишком много фишек с видеоклипов и
при этом забывают о стиле, или слишком много слушают так называемых
"олдскул-героев", следует их догмам и тем самым замедляют процесс
своего развития. Видео много разрушают. Вместо того, чтобы сдирать фишки,
которые имеют совсем другую стилистическую основу, лучше съездить в другой
город или к брейкерам в окрестности. Большинство знает, что американцы и
японцы до 1994 г. ориентировались на Европу и не понимали, как это могло
здесь происходить столько лет. В Америке все происходило хорошо как никогда.
Потом развитие в Европе на долго затянулось, потому что многие танцоры
получали видеоклипы из Америки, "снимали фишки" и забывали
реализовывать себя (развиваться самим).
Как ты думаешь, танец на данный момент быстро
раскручивается?
Я думаю, он развивается в различных направлениях. Появляется новая фишка,
значит какая-то старая забывается. Всегда будет какой-нибудь танцор, который
отклонится от общей массы и внесет в танец какие-то свои вещи. Все остальные
подхватят тогда новые элементы (может быть даже не зная того) и изменят их.
Много фишек забывается. Потом через 5 лет они вдруг внезапно опять появляются
и считаются новыми и "свежими". Сегодня, например, я не вижу почти
никого, кто бы крутил классный windmills. Каждый временной период (отрезок)
имеет свои "модные движения" и каждая страна тоже. Все-таки наверно
речь идет больше не о движениях, а о том, как они исполняются. Решение судей
на баттлах очень часто зависит от того, как смотрится в целом элемент со
стороны, а не о том, на сколько качественно он исполнен.
Ты уже был пару раз в Японии. Как там обстоят дела с
хип-хоп сценой?
В Японии на данный момент одна из больших танцевальных сцен в мире. Я,
правда, мало видел граффити и совсем не слышал японских MC. В Японии есть
"локеры" и "поперы" как Hiro and Cherry, которые уже
почти 20 лет в этой культуре. Tony Gogo, член команды Original Lockers тоже
живет в Японии. Известнейшие танцоры со всего мира постоянно приглашаются на
выступления. Здесь есть за что зацепиться. У японцев прекраснейшая
хореография, и они блестящие "технари". Они не прекращают
тренироваться, пока "тренируется" (пока позволяют возможности).
Места тренировок в основном огромные шопинг-центры или танцевальные школы. Но
на самом деле танцоров везде можно увидеть.
Ты танцевал со многими знаменитостями (легендами). Какие
выступления были для тебя наиболее важными?
Наверно танцуя со Спиди и Свифтом я получил большее удовольствие и набрался
опыта. Во времена с Ghettoriginal я основательно повысил свою квалификацию..
Mr. Wiggles в 1992 снова придал мне уверенности в моем локинге. Kwikstep
привел меня в группу, уже после того, как мы вместе танцевали на улице. Из
европейских, пожалуй, Paolo из Роттердама и Gabin из Парижа значат для меня
много. В 1990 году я познакомился с Rubberband Damon из Стогольма. В начале
он еще не так много значил для меня, но за последние 3 года он очень вырос
.От Hero я узнал много названий базовых элементов локинга. Абсолютной вершиной
было шоу с Original Boogaloos. Я даже никогда и не думал находиться на одной
сцене с Boogalo Sam -- основателем electric boogaloos. Это также касается и
Popin Pete & Skeeter Rabbit.
Многие легендарные танцоры пытались диктовать и решать
за всех, что можно в танце, а что нельзя. Что ты думаешь по этому поводу?
Конечно же у меня есть свои взгляды и свой вкус. Я танцую так, как считаю
правильным, и я не стал бы навязывать свою точку зрения другим. Важно то, что
нужно развить определенную философию в танце. С ее помощью можно потом найти
для себя те стилевые способы, которые ты для себя будешь использовать,
выяснить, как танец выглядит со стороны и какого характера нужно
придерживаться. Эти решения должен каждый принять сам для себя. Энергичный
человек танцует энергично (wild), пунктуальный -- совершенствует свои навыки,
задумчивый человек делает сложные пошаговые последовательности и т.д. Этим я
хочу сказать: что важно для меня в танце, то совсем не обязательно, что это
будет важно остальным, потому что у всех людей разные характеры. Мои принципы
можно принять, а можно и нет. Иногда мне нужны месяцы, чтобы развить и
выучить какую-либо вещь. Само собой разумеется, что если я увижу у кого-то
такие ошибки, которые и я делал, я помогу этому человеку. В целом я думаю, как Davina: how it can be wrong if it seems
to be right?
Ты уже зарекомендовал себя в культуре и искусстве, и
твои постановки со Storm & Jazzy project проходят в большом французском
театре. Почему твоя группа -- единственная, которая представляет Германию в
этой области?
Просто потому, что я всегда открыт для новых мест (имеются в виду места для
выступлений, сцены). Через всевозможные связи я познакомился с нужными
людьми, которые воспринимали меня достаточно серьезно. Они понимали, что наши
"танцевальные формы" имеют большой потенциал. В 1990 году мы со
Свифтом уже могли жить на средства, заработанные танцами, в то время, как
остальные группы не могут даже сейчас, или не хотят. У большинства просто
отсутствует профессионализм. Это не означает, что нужно тренироваться каждый
день и всегда быть на высоте. Это значит -- брать на себя ответственность в
команде. Менеджмент, написание музыки и всегда быть там, где при случае можно
продать шоу. Это постоянная энергия, деятельность. Нужно быть организованным.
Свифт и я целыми днями думали только о танцах. Никакие места для тренировок
были для нас слишком далекими, никакие путешествия были бесполезными. Если
где-то был брейкер, которого мы не знали, мы ехали с ним знакомиться.
Большинство групп терпит крах ( неудачу) из-за давления, оказываемого не
специально друг на друга. Каждый ожидает от другого, что тот на столько же
энергичен, сколько и он сам. Если бы так не происходило, все было бы
наоборот. Так, многие группы и остаются на любительском уровне с минимальными
призовыми и затрачивают кучу усилий, чтобы "родить" какое-нибудь
5-минутное шоу. Как их потом можно пустить в театр? Другой важный фактор --
многочисленные травмы. Для меня нет ничего лучше, чем танцевать. И все-таки
это совсем не прикольно, когда получаешь травму на серии выступлений
буквально на второй день и все же должен танцевать с ней до конца.
Оправдываться плохим самочувствием или болезнью -- это не дело. Тогда просто
не получаешь денег. Я надеюсь, многие немецкие группы выйдут в скором времени
на профессиональный уровень, и театральная администрация поймет, что то, что
мы делаем, это и есть настоящий современный танец. Когда веришь в свои
возможности, в " свое искусство", деньги придут сами собой. Это
факт. Представь, человека с противным характером, который еще и не очень
хорошо себя ведет. Один ты не справишься, а кто захочет иметь дело с
человеком, который отвратителен??
Тебя часто приглашают в театры с твоими постановками. Ты
видишь в этом свое будущее?
Это несомненно одно из моих будущих занятий. Но я все же еще слишком занят
собственной группой и просто люблю танцевать один. Я наверно все равно скоро
"завяжу" с брейком ( все равно уже давно не тренируюсь), но
танцевать локинг и поп я по любому буду наверно еще лет 20.
Ты уже дописал свою книгу. Когда она выйдет
и о чем она?
Я просто записал в хронологическом порядке, что происходило с 1983 года и по
сей день. Конечно же, я писал субъективно, потому что я не отвечаю за других
Спасибо!
Спасибо сайту Freestyle.ru и автору Murzilka (Ирка) из Wild Baby Crew.
|